Италия
|
ПРИЛОЖЕНИЯ: |
Начальный этапВ первый год существования течения в Италии в него входили только литераторы. Они занимались написанием манифестов, организовывали вечера, где манифесты эти зачитывались со сцены и, зачастую, лишь затем – публиковались. Вечера эти в своем свободном течении заканчивались горячими спорами с публикой, переходившими в драки. Так течение получало свою скандальную, однако, очень широкую известность. В 1909 году Маринетти написал свой знаменитый "африканский роман" под названием "Футурист Мафарка" и успешно опубликовал его во Франции. Это роман о рождении нового бессмертного механического сверхчеловека, свободного от прошлого и способного летать. Это – история создания новой футуристической вселенной, содержащая все основные положения и понятия футуризма, такие как машина, война, "преодоление человека", "презрение к женщине", "смерть на краю юности", "сладострастие героизма", буйство природных стихий и "жажда абсолютной силы и бессмертия". История рождения Газурмаха, сына африканского короля Мафарки является аллегорией рождения самого футуризма, воплощающей особую мистику и главную религию этого движения – идею воли, преодолевающей зависимость от материи и природы. Публикация романа в Италии повлекла за собой скандал и шумный процесс против Маринетти с изъятием уже опубликованного романа. Суть обвинений сводилась к "порнографическим" сценам и шокирующим деталям в изображении Мафарки: некоторые моменты были восприняты как оскорбление нравственных устоев. Маринетти умело использовал процесс как рекламу и пропаганду своего движения. Вот как описывает сам Маринетти триумфальное завершение процесса: "Трудно описать суматоху и волнение публики в ожидании приговора. Как только по первым фразам председателя футуристы угадали, что я оправдан, разразилось громогласное ура. В порыве счастья мои друзья подняли меня на руки и понесли с торжеством. Аплодирующая толпа сопровождала футуристов по улицам Милана с криком: Да здравствует футуризм" Однако повторный процесс все же состоялся, и был вынесен обвинительный приговор. Так что Маринатти пришлось провести несколько месяцев в тюрьме, а роман вышел в Италии с купюрами. "Слова на свободе"В 1912 году свет увидел "Технический манифест футуристической литературы" (датирован, конечно же, 11 мая). Здесь были сделаны первые шаги по направлению к искусству, способному "обнимать жизнь материи". В одиннадцати (!) пунктах манифеста Маринетти утверждает радикальные изменения в принципе построения литературного текста – "уничтожение синтаксиса", "употребление глагола в неопределенном наклонении" с целью "передачи смысла непрерывности жизни и упругости интуиции", уничтожении прилагательных, наречий, знаков препинания, введение в литературу "восприятия по аналогии" и "максимума беспорядка" в противовес "лукавому интеллекту". Все это предлагалось как способ сделать литературное произведение средством передачи "жизни материи", средством "схватить все, что есть ускользающего и неуловимого в материи", "чтобы литература непосредственно входила во вселенную и сливалась с нею". Все это – и есть концепция "слова на свободе". Заключительный, одиннадцатый пункт манифеста провозглашал один из важнейших постулатов новой концепции: "уничтожить Я" в литературе. "Человек, совершенно испорченный библиотекой и музеем, покорный ужасающей логике и благоразумию, не представляет больше абсолютно никакого интереса... Заместить психологию человека, отныне исчерпанную, лирическим наваждением материи... Не нужно давать драмы очеловеченной материи. Нас интересует твердость стальной пластинки сама по себе, то есть непонятный и нечеловеческий союз ее молекул и электронов... Теплота куска железа или дерева отныне более волнует нас, чем улыбка или слеза женщины" Новые правила и структура литературного текста открывали перед поэтом полную свободу, утверждали своего рода "анархический индивидуализм" и одновременно уничтожали, растворяли сам субъект поэтического высказывания в "лирическом наваждении материи". Предложенная Маринетти концепция отвергала привычный и традиционный аналитический и линеарный процесс мышления и восприятия. Футуристический текст отныне стремился передать многогранность жизни и синтетичное восприятие ее, воссоздать целостность "непрерывности жизни", где нет пауз и преград синтаксиса, логики и грамматических связей. Единение "нечеловеческой динамики и ритмов материи и машины" в футуристическом искусстве должно было, по мнению Маринетти, уничтожить преграду, которая "отделяет наше человеческое тело от металла моторов" и положить начало новому футуристическому мирозданию. |