Биографии

В начало ]

 

ПРИЛОЖЕНИЯ:
Оглавление
Биографии
Проверь себя!

Предлагаю Вашему вниманию краткие биографические справки о некоторых представителях футуристического движения в России.

Вы можете перейти к справке по алфавитному указателю

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

БУРЛЮК Владимир (1886-1917)

1904 — поездка в Париж с братом Давидом, занятия у Кормона, а позднее — в Пензенском Училище. 1907 — выставляется с группой «Голубая Роза». 1907-1908 — выставка «Венок», 1908 — выставка «Звено» в Киеве. 1910-1911 — выставляет картины в «Бубновом Валете», 1911 — в Салоне Издебского, Одесса. Пишет «Портрет Бен. Лившица», «Гелиотропизм», 1914 — выставляется в Салоне Независимых, Париж; рисунки в «Дохлой Луне», «Первом журнале русских футуристов», альманахе «Стрелец». 1915 — выставляется с футуристами в Риме. 1917 — убит на фронте.

БУРЛЮК Давид (1882-1967)

1898-1901 — учился в Казани, 1899-1900 — в Одесском училище, в 1902 — 1903 — в Академии в Мюнхене, в школе Ашбе, в 1904 — в ателье Кармана (Париж), в 1910-1914 – в училище живописи (МУЖВЗ) в Москве. 1910 -организатор «Бубнового Валета», союза поэтов «Гилея», участник выставок «Синий Всадник» (Мюнхен), «Дер Штурм», Международный Салон Издебского. Одни из зачинателей «неопримитивизма» и кубофутуризма («Конь-молния», 1907, «Синтетический пейзаж», 1911). С 1910 г. выдвигал принцип «смещения», «сдвига» форм («канон сдвинутой конструкции» в ст. «Кубизм», 1912). Издатель альманахов «Молоко Кобылиц», «Дохлая Луна» (1914), трагедии «Владимир Маяковский», «Первого Журнала Русских Футуристов» (1914), инициатор «Алогизма» («Брадобрей», 1910) и «зауми» в поэзии, вместе с Крученых, пионер абстрактной живописи («Коллаж», 1914, ГРМ). В 1914 г. выступал с «поэзо-концертами» вместе с В. Каменским и Маяковским по городам России. В 1918 г. выехал на Дальний Восток, в 1920 — в Японию, в 1922 — в США.

ГОНЧАРОВА Наталья Сергеевна (1881-1962)

1901-1909 — училась в Московском училище у К. Коровина; 1909-1910 — работала в стиле неопримитивнзма, в 1912-1914 — вместе с М. Ларионовым разработала теорию «лучизма», участница выставок «Бубнового Валета» — 1910, 1909-1913 — «Союза Молодежи», 1912 — «Ослиный Хвост», 1913 — «Мишень»; международных — Мюнхен (1912), Лондон (1912), Париж (1914), Берлин (1914) и др. С 1915 г. работала в Париже для Русского Балета С. Дягилева.

ГУРО Елена Генриховна (1877-1913)

1890-1893 — училась в Школе Общества Поощрения Художеств, в студии Я. Ционглинского —1903-1905, в школе Е.Званцевой у М. Добужинского — 1906-1907, вместе с мужем М. Матюшиным. Их дом становится «штабом футуристов», где собираются Д. Бурлюк, Н. и В. Бурлюки, Каменский, Хлебников, Крученых, Малевич, организуется союз поэтов «Гилея», издательство «Журавль» ( «Садок Судей» I и II, «Осенний Сон», 1912, «Небесные верблюжата» 1914). Явилась инициатором теории цвета, затем разрабатываемой М. Матюшиным.

ЗДАНЕВИЧ Кирилл Михайлович (1892-1969)

Учился в Школе живописи Кавказского Общества Поощрения Искусств в Тифлисе, в 1911 — в Академии Художеств, в 1912-1914 — в Париже. С 1912 г. участник выставок, близок объединению «Союз Молодежи». Один из первооткрывателей искусства Н. Пиросманишвили. Иллюстрировал книги футуристов, в 1917 г. вступает в «Синдикат футуристов» и «410», работает с А. Крученых, И. Терентьевым. Позднее занимался книжным оформлением и сценографией.

КАМЕНСКИЙ Василий Васильевич (1884-1961)

Поэт, пилот, художник. В 1910 г. получает диплом Международной авиационной Федерации. Редактировал альманах «Весна», печатал Хлебникова, сближается с футуристами Д. Бурдюком, В. Маяковским, в 1913 — 1914 — «Турне футуристов» по городам России. 1914 — экспонирует «железобетонные поэмы» («Танго с коровами» и др.).

КРУЧЕНЫХ Алексей Елисеевич (1886 – 1968)

Провинциальный учитель рисования, приехавший в Петербург за несколько лет до Октябрьской революции и через короткое время поставивший на уши литературную критику обеих столиц, один из лидеров русских футуристов, поэт и художник. Член «Гилеи», один из авторов идеи заумного языка, создал образ «футуристической книги» – идею печати книг нестандартного, антиэстетического вида: на обоях, оберточной бумаге и пр. Из всех футуристов теснее всего сотрудничал с Хлебниковым, Ларионовым, Гончаровой, Матюшиным. Автор оперы «Победа над Солнцем» - одного из ключевых произведений русского футуризма. Позднее – один из основателей «Синдиката футуристов», группы «410». В 1996 году издана книга его воспоминаний «Наш выход», посвященная футуристическому периоду его деятельности, она представляет большой интерес для изучения русского футуризма.

КУЛЬБИН Николай Иванович (1868-1917)

С 1908 — организатор худжественных выставок — «Современные течения», «Треугольник-Импрессионисты», издает трактаты «Свободное искусство» (1909), «Свободная музыка», альманах «Студия Импрессионистов» (1910), выдвигая идеи «спиралевидного развития», эволюции художественного видения, пишет статьи «Кубизм» («Стрелец I», 1915) и монографии «Пикассо» (не опубликована). В 1913 –1914 гг. Создает серии абстрактных коллажей («Выстрел в радугу» и др.), портреты В. Хлебникова, Д. Бурлюка, Ф. Т. Маринетти и др.

ЛАРИОНОВ Михаил Федорович (1881-1964)

Учился в МУЖВЗ в 1898-1908 у В. А. Серова, Н. С. Гончарова становится его женой. В 1907 знакомится с Д. Бурлюком, участвует на выставках «Венок», «Звено» (Петербург, Киев, 1907-09), на 3-ей выставке «Золотое Руно» (с Гончаровой, Д. Бурлюком). 1909 — в армии, пишет «солдатскую серию» (неопримитивизм), в 1910 — со-основатель «Бубнового Валета», в 1912 создает свою группу «Ослиный Хвост», в 1913 на выставке «Мишень» демонстрирует беспредметный «лучнзм». Иллюстрирует футуристические книги В. Хлебникова и А. Крученых («Мирсконца», «Старинная Любовь», «Помада» и др.). Контужен на войне, в 1915 г. принимает предложение С. Дягилева работать для Русского Балета, уезжает с И. Гончаровой в Лозанну, затем в Париж.

ЛЕНТУЛОВ Аристарх Васильевич (1882-1943)

Учился в Пензенском Училище — 1898-1900,1905, в студии Н. Кардовского — 1906-1907 (Петербург), в студиях А. Ле-Фоконье и Ж. Метценже (Париж). С 1907 участник выставок, в 1910 — член-учредитель «Бубнового Валета» (по 1916); 1915 — «Объединение левых течений», 1916 — «Современная живопись», иллюстрировал сборник «Московские мастера» (1916). С 1917 — преподавал: ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН, МГХИ.

МАЛЕВИЧ Казимир Северинович (1878-1935)

Учился в Киевской рисовальной школе (1894-1896), в студии Ф.Рерберга в Москве (1904-1906), с группой Ларионова участвовал на 1-ой выставке «Бубнового Валета» (1910), на 3-й выставке «Союза Молодежи» (1911), на выставках «Ослиный Хвост» и «Мишень» (1912-13). В 1913 г. сближается с М. Матюшиным, становится членом «Союза Молодежи», результатом работы Малевича, Крученых и Матюшина стала опера «Победа над Солнцем» (Поставлена в декабре 1913). Иллюстрирует книги футуристов «Трое», «Взорваль», «Возропщем», «Слово как таковое». В 1914 от кубофутуризма переходит к «алогизму» («Англичанин в Москве»). В 1915 на выставке «0-10» выставляет 39 супрематических картин, издает брошюру «От кубизма к супрематизму». После армии, в 1918 г. — член коллегии ИЗО Наркомпроса, преподает. В 1919-20 в Витебске возглавляет Высшую Художественную Школу, организуя Уновис, издает «Супрематизм. 34 рисунка». В 1922-23 становится директором Музея Живописной Культуры, затем Инхука (до 1926), руководит формально-теоретическим отделом, разрабатывая супрематизм как ордер и «крестьянский эпос» метафизической живописи.

МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович (1893-1930)

Русский поэт-футурист; известная фигура в мировой литературе. В молодости склонялся к анархизму и был арестован за революционную деятельность. Полностью поддержал Октябрьскую революцию и в значительной степени посвятил ей свой талант. После введения НЭП'а поэзия Маяковского была все больше направлена на критику привилегий бюрократии и растущей буржуазии. Его сценарий "Баня" провалился в театре в Ленинграде в 1930 г. Чиновники от литературы все больше нападали на Маяковского и в апреле 1930 г. довели его до самоубийства. После смерти был провозглашен официальным поэтом советского государства.

РОЗАНОВА Ольга Владимировна (1886-1918)

Учится в студии К. Юона, в Строгановском училище (1904 – 1910), в школе Е. Званцевой в Петербурге (1911). Вступает в «Союз Молодежи» (1911), участвует на выставках 1911 – 1914, выступает как теоретик: в статье «Основы нового творчества и причины его непонимания» (сб. «Союз Молодежи» № 3, 1913) утверждает абстрактное искусство — «новую эру созидания» (в этом же сборнике публикует свои рисунки-литографии). В 1913 – 1914 гг. работает в стиле кубофутуризма, иллюстрирует книги Хлебникова и Крученых («Бух Лесиный», «Взорваль», «Утиное гнездышко дурных слов», 1913, и др.). Исполняет коллажи, с Крученых, в книге «Вселенская Война» (1916), переходит к супрематизму, в 1918 — к «цветописи» и «минимализму», опередив на полвека американскую живопись. Писала «заумные» стихи. В 1918 г. умерла от дифтерии.

ТАТЛИН Владимир Евграфович (1885-1953)

Учился в МУЖВЗ у В. А. Серова и К. Коровина (1902-04, 1910-11), в Пензенском Художественном Училище (1905-10). В 1908 подружился с М. Ларионовым, братьями Бурдюками. В 1911—12 в студии «Башни» сближается с Хлебниковым, Маяковским, иллюстрирует книги футуристов, участвует в организации «Союза Молодежи» (вступает в 1913). В 1914 в Париже посещает мастерскую Пикассо, по возвращении выставляет «контррельефы» в мастерской (и на выставке «0-10», где происходит конфликт с Малевичем). В 1918 с Якуловым оформляет кафе «Питтореск»; возглавляет ИЗО Наркомпроса Москвы, преподает (в 1919-22 в СХУМе в Петрограде). В 1919 создает «Башню» — Памятник III Интернационалу, 1921-25 — сотрудничает в Инхуке. В 1922 организует выставку «Объединение новых течений». 1923 — осуществляет постановку «Зангези» Хлебникова; в 1923-30 — создает «Летатлин»; в 1927-30 — в московском ВХУТЕИНЕ (деревообделочный ф-т); работает для театра.

ФИЛОНОВ Павел Николаевич (1883-1941)

Учился в студии Л. Дмитриева-Кавказского (1903-08), 1893-1901 — в школе Общества Поощрения Художеств, 1908-10 — в Академии Художеств у В. Савинского и Я. Ционголинского. В 1910 — член-учредитель «Союза Молодежи», экспонент — 1910-14 гг. В 1914 организует мастерскую «Сделанные Картины», опубликовывает манифест (2-я редакция — «Декларация мирового расцвета», 1923). В 1914 — иллюстрировал Хлебникова («Перуну»), 1915 — написал поэму «Пропевень о проросли мировой». В 1913 оформил спектакль «Владимир Маяковский. Трагедия». В 1921-22 — член «Общины художников». С 1923 — сотрудник музея Художественной Культуры и ГИНХУКа. В 1925-41 гг. — руководитель группы «Мастеров Аналитического искусства». Умер в блокадном Ленинграде от голода.

ШКОЛЬНИК Иосиф Соломонович (1883-1926)

Окончил Одесское Училище (1905), занимался в мастерской Я. Ционголинского (1907). Участник группы Кульбина (1908-1909). Со-основатель и секретарь «Союза Молодежи», участник его выставок, редактор изданий. В 1913 вместе с Филоновым оформляет трагедию «Владимир Маяковский» (дек. 1913). Вместе с О. Розановой иллюстрирует сборник «Союз Молодежи» № 3, 1913. Участник выставки «Левые течения», 1915. В 1918 — член Коллегии ИЗО Наркомпроса, зав. Театрально-декорационной секции.

ЭКСТЕР Александра Александровна (1882 – 1949)

А. А. Экстер (урожденная Григорович) родилась в чиновничьей семье. В 1901 г. стала посещать занятия в Киевском художественном училище. В 1903 г., выйдя замуж за адвоката Н. Е. Экстера, устроила в своем доме салон-мастерскую, ставшую впоследствии центром киевского авангардного искусства. В 1907 г. Экстер уехала в Париж, где училась в частной академии "Ла Гранд-Шомьер". В Париже познакомилась с представителями современного французского искусства – Г. Аполлинером, Ж. Браком, П. Пикассо, М. Жакобом, с итальянскими футуристами. 

В 1908-14 гг. жила в Киеве, Москве, Петербурге, Париже, путешествовала по Италии и Швейцарии, осуществляя постоянные контакты между русскими и европейскими "левыми" художниками. Была участницей почти всех авангардных выставок в России: Салон В. А. Издебского в Одессе (1909/10, 1911), "Венок-Стефанос", "Треугольник" в Петербурге (1910), "№ 4" в Москве (1914). В 1910 г. вступила в "Бубновый валет", участвовала в его выставках; в 1913 г. стала членом "Союза молодежи". В 1914 г. в Киеве организовала авангардную выставку "Кольцо". Выставлялась за рубежом: в Салоне Независимых, на Интернациональной свободной футуристической выставке (1914).

В 1915 г. примкнула в Москве к группе К. С. Малевича. В это же время она проявила интерес к прикладным искусствам, использовав кубистические формы для создания бытовых вещей. Работала в Московском Камерном театре: росписи вестибюля театра и занавес, оформление драм.

В послереволюционные годы преподавала: в 1918 г. – в Одесской детской художественной школе, затем в собственной студии в Киеве, в 1921 – 22 гг. – в московском Вхутемасе. В 1920-х гг., обратилась к практической работе.

ХЛЕБНИКОВ Велимир (1885 – 1922)

Поэт. С 1910 года входил в состав «Гилеи». Увлекался словотворчеством, заумью, поиском древнеславянских корней быта и языка. Совместно с Крученых выпустил несколько книг: «Игра в аду», «МИРСКОНЦА», «Слово как таковое» и др. Является автором множества картин о народной жизни, деревне. Во время Первой мировой войны воевал на фронте, стал убежденным пацифистом. В послереволюционные годы отправился в путешествие вглубь России, во время которого умер. Многие считают, что он был сумасшедшим, другие – что гением.

Хостинг от uCoz