Россия

В начало ] Выше ] Италия ] [ Россия ] Картинная галерея ]

 

ПРИЛОЖЕНИЯ:
Оглавление
Биографии
Проверь себя!

Принципы футуристической живописи, а именно: изображение скорости и движения, преодоление времени (четвертое измерение) и т. п. получили достаточно широкое распространение в русском авангардном искусстве наряду, однако, с другими направлениями, такими как кубизм, неопримитивизм и пр. В России не было художественных групп или отдельных авторов, которые бы целиком следовали футуристической изобразительной традиции. Среди художников, использовавших в некоторых своих работах приемы и идеи футуризма можно назвать: К, Малевича, Н. Гончарову, М. Ларионова, А. Лентулова, О. Розанову, П. Филонова, А. Экстер, Д. Бурлюка, Л. Попову, И. Клюна, И. Пуни, М. Ле Дантю, А. Богомазова и др.

Русский кубофутуризм является как бы результатом взаимного влияния поэтов-футуристов и художников-кубистов.

Однако, многие художники все же не просто использовали футуристическую стилистику, но в их творчестве были периоды увлечения футуризмом. Так, по признанию Малевича, футуризм многое дал ему самому. Знакомство с Крученых и другими гилейцами позволило ему не уйти в академичность и не погибнуть как художнику. Малевич называет переломным моментом в своем творчестве участие в постановке оперы А. Крученых "Победа над Солнцем", где он делал эскизы декораций. С этого момента начинается футуристический период в творчестве Малевича, впоследствии перешедший в супрематизм. При разработке этого нового направления для Малевича немалую роль сыграли футуристические разработки и идеи.

Отличительной особенностью русских футуристов является многоплановость, разносторонность их деятельность. Так, многие кубофутуристы (Д. Бурлюк, В. Маяковский и др.) были не только поэтами, но и художниками.

В России также существовало несколько творческих сообществ художников, близких к футуризму, например, "Союз молодежи" и "Ослиный хвост" М. Ларионова. Одна из наиболее дерзких декларации русских художников - ларионовские "Лучисты и будущники" 1913 года. Манифест вышел за подписью М. Ларионова, Н. Гончаровой, К. Зданевича, М. Ле Дантю, А. Шевченко и других. Два противоположных устремления в своем парадоксальном соединении определяли эстетику художников этой группы: ориентация на Восток ("Да здравствует прекрасный Восток! ...Мы против Запада, опошляющего наши и восточные формы"), на национальные корни ("Да здравствует национальность!") и восхищение ритмами и формами современной урбанистической жизни ("весь гениальный стиль наших дней - наши брюки, пиджаки, обувь, трамваи, автомобили, аэропланы, железные дороги, грандиозные пароходы такое очарование - такая великая эпоха, которой не было ничего равного во всей мировой истории"). Идея лучизма, разработанная Ларионовым, рассматривается как восточная версия футуризма, вернее, как объединение нескольких направлений: "Все стили признаем годными для выражения нашего творчества, прежде и сейчас существующие, как-то - кубизм, футуризм, орфизм и их синтез лучизм".

Художественное творчество самих гилейцев ближе к неопримитивизму, это в основном рисунки.

Хостинг от uCoz